Химическая игра « ЧТО? ГДЕ ? КОГДА?»
Цели игры: развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности;
Формирование у учащихся умения правильно объяснять явления природы;
Воспитание умения описывать свои убеждения;
Развитие у учащихся чувства прекрасного;
Формирование чувств коллективизма и индивидуализма как свойств личности;
Формирование умения из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать нужные выводы.
Подготовка к игре.
Учащимся заранее даем задание сделать себе эмблему с номером 1,2,3,4,5,изготовить сову, волчок, скрипичный ключ, написать о сроках и месте проведения игры.
Оформление:
Плакат «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», рисунок совы, периодическая система, таблицы. Стол для «знатоков», стол для демонстрации опытов, реактивы и оборудование для опытов, стол с призами , магнитофон.
«Знатоки»-команда 9-11 классов с одной стороны, с другой стороны- группа организаторов игры во главе с учителем. Организаторы готовят оформление зала , химический эксперимент, вопросы.
Ведущий: « Мы начинаем игру « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Прошу подняться на сцену представителей команды. Состав (Ф,И,О.).
Звучит музыка.
Правила игры.
1 Соревнование проводится до 8 побед у одной из сторон.
2 На обдумывание дается минута. Если команда за это время не справляется, то дается еще одна минута для совета и помощи со стороны классов. Если команда после этого дает правильный ответ, то организаторам записывается поражение.
3 При ответах можно пользоваться таблицами и схемами, находящимися в зале.
4 За подсказку, нарушение дисциплины из зала удаляются болельщики или запасные игроки.
5 При задержке ответа «знатоки» записывают поражение.
6 Конверт с вопросами выбирается с помощью влочка.
7 При попадании стрелки на ключ «соль» проводиться музыкальная пауза, а если на колбу, стоящую в едином круге с конвертами и музыкальным ключом, то исполняется эффективный занимательный опыт.
Вопросы и ответы к игре « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
1 « Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник» А.С.Пушкин. О каком ученом идет речь?
( М.В. Ломоносов)
2 В
Как вы думаете, что собой представляет « греческий огонь»?
( Греческий огонь – смесь серы, угля и селитры или просто черный порох.)
3 В заливе Кара-Богаз- Гол в воде содержится 30% глауберовой соли и при температуре +5 С эта соль выпадает в виде белого осадка , как снег, а с наступлением теплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе соль то появляется, то исчезает, то она получила название, которое означает « удивительная соль». Назовите еще два названия глауберовой соли. Приведите ее формулу. Как еще называется глауберова соль?
(Na2SO4 10 H2O кристаллогидрат сульфата натрия, мирабилит, глауберова соль)
4 Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных.
( Мышьяк)
5 Какую кислоту раньше называли «купоросным маслом»?
(Серную)
6 Англичанин Дис. Пристли и швед К.Шееле открыли этот элемент независимо друг от друга , но так и не поняли, что они открыли. Поэтому первооткрывателем его считается А.Лавуазье. Какой это элемент?
(Кислород)
7 Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно- кишечными заболеваниями, чем солдаты?
( Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами)
8 Вещество – самое распространенное на планете Земля. Оно- основа всех жизненных процессов, присутствует во всех живых организмах. Это единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле-фотосинтезе.Что это за вещество?
(Вода)
9 В романе А Дюма « Королева Марго» король Карл был отравлен своей матерью и скончался в страшных мучениях. Чем он был отравлен и какое противоядие ему давали?
( Яд-мышьяк, противоядие- яичный белок)
10 Самая употребляемая и самая «древняя» кислота?
(Уксусная)
11 В каком растении содержится муравьиная кислота ?
( В крапиве)
12 Аппарат для перегонки нефти и нефтепродуктов?
( Ректификационная колонна)
13 О каких двух знаменитых русских ученых-химиках идет речь:
Число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а у другого- такое же количество гласных «е»?
(Два великих русских химика- М. В .Ломоносов, Д.И. Менделеев)
14 С давних времен при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. Почему?
( Еще в прошлом веке было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды,т.к. при взаимодействии, например, глюкозы с синильной кислотой образуется нетоксичные соединения)
15 Кто первым научился получать волокно?
(Паук при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе. Его считают первым ткачем)
16 В огне не горит , в воде не тонет? Что это ?
( лед)
17 В середине 19 в. специальные суда доставляли этот продукт в Петербург , к Аничкову мосту, где тот и продавался по полкопейки за ведро. А известный булочник Филиппов привозил его в Северную столицу из Москвы для производства хлеба . Что это ?
( вода)
18 Кислота, взрывчатое вещество, которое длительное время, вплоть до трагедии в Париже, когда взлетела на воздух текстильная фабрика, применялось как краситель для шерсти, шелка, кожи. Назовите эту кислоту?
( Пикриновая)
19 Причиной
гибели экипажа океанского парусника « Мальборо» в
20 Кто одним из первых горячо отстаивал введение в хирургическую практику диэтилового эфира для общего наркоза ?
( Н.И.Пирогов)
Занимательные опыты для экспериментальных пауз.
«ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЬ»
Борная кислота с этиловым спиртом образуют сложный эфир:Н3ВО3+3С2Н5ОН=В(ОС2Н5)3+3Н2О
В фарфоровую насыпают
« ФАРАОНОВЫ ЗМЕИ»
На кусочек сухого горючего положить таблетки (2-3) норсульфазола. Сухой спирт поджечь , в результате наблюдаем, как выползает толстая темно- серая «змея»
« ВУЛКАН» на столе.
В тигель насыпают дихромат аммония, зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно. Она сопровождается значительным увеличением объема продуктов реакции и изменением цвета веществ.
Оксид хрома (111) энергично
разбрасывается выделяющимися газами : азотом и парами воды. Лучше дихромат аммония насыпать горкой на асбестированную
сетку. (NH4)2Cr2O7
t Cr2O3+4H2O+N2
ТРИ ЧУДА : МОЛОКО , ТВОРОГ, И ГАЗИРОВКА.
Умелое « колдовство» создает в кисельных берегах молочные реки. Для этого в один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаСl2, а в другой – столько же карбоната натрия Na2CO3 и наливают в каждый стакан воды примерно на ¼ их объема.
Затем полученные растворы сливают вместе, и жидкость становиться белой, как молоко. Этот опыт нужно демонстрировать быстро , так как карбонат кальция выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток хлороводородной кислоты HCl, то « молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду»
« Молоко « и « газировка
получаются в результате обменных реакций:
Ca Cl2+ Na 2CO3=
CaCO3 + 2 Na Cl
CaCO3+2HCl=CaCl2+CO2+H2O
Если к разбавленному водному
раствору хлорида бария BaCl2 или нитрата свинца Pb(NO3)2 добавить
раствор сульфата калия K2SO4 , образуется
белый осадок сульфата бария Ba SO4 или сульфата
свинца PbSO4,
похожий на творог.
BaCl2+K2SO4=BaSO4+2KCl
Pb(NO3)2+ K2SO4=PbSO4+2KNO3
Эти вещества довольно быстро оседают а дно стакана.
Игра завершается подведением итогов.
Заключительное слово учителя и награждение команды – победительницы.
Литература.
Журнал «Химия в школе» №
Г.И.Штремплер «Химия на досуге»
Э.Г. Злотникова « Урок окончен- занятия продолжаются».
В.В.Сорокин, Э. Г Злотников « Как ты знаешь химию?»
Б.Д. Степин ,Л. Ю. Аликберова « Занимательные задания и эффективные опыты по химии»