Химическая игра « ЧТО? ГДЕ ? КОГДА?»

 

Цели игры: развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной               деятельности;

Формирование у учащихся умения правильно объяснять явления природы;

Воспитание умения описывать свои убеждения;

Развитие у учащихся чувства прекрасного;

Формирование чувств коллективизма и индивидуализма как свойств личности;

Формирование умения из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать нужные выводы.

 

Подготовка к игре.

Учащимся заранее даем задание сделать себе эмблему с номером 1,2,3,4,5,изготовить сову, волчок, скрипичный ключ, написать о сроках и месте проведения игры.

Оформление:

Плакат «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», рисунок совы, периодическая система, таблицы. Стол для «знатоков», стол для демонстрации опытов, реактивы и оборудование для опытов, стол с призами , магнитофон.

«Знатоки»-команда 9-11 классов с одной стороны, с другой стороны- группа организаторов игры во главе с учителем. Организаторы готовят оформление зала , химический эксперимент, вопросы.

 

Ведущий: « Мы начинаем игру « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Прошу подняться на сцену представителей команды. Состав (Ф,И,О.).

Звучит музыка.

Правила игры.

1 Соревнование проводится до 8 побед у одной из сторон.

2 На обдумывание дается минута. Если команда за это время не справляется, то дается еще одна минута для совета и помощи со стороны классов. Если команда после этого дает правильный ответ, то организаторам записывается поражение.

3 При ответах можно пользоваться таблицами и схемами, находящимися в зале.

4 За подсказку, нарушение дисциплины из зала удаляются болельщики или запасные игроки.

5 При задержке ответа «знатоки» записывают поражение.

6 Конверт с вопросами выбирается с помощью влочка.

7 При попадании стрелки на ключ «соль» проводиться музыкальная пауза, а если на колбу, стоящую в едином круге с конвертами и музыкальным ключом, то исполняется эффективный занимательный опыт.

Вопросы и ответы к игре « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

1 « Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник» А.С.Пушкин. О каком ученом идет речь?

                                                                                ( М.В. Ломоносов)

2 В 670 г. защитники Константинополя сожгли арабский флот с помощью « греческого огня».

Как вы думаете, что собой представляет « греческий огонь»?

( Греческий огонь – смесь серы, угля и селитры или просто черный порох.)

3 В заливе Кара-Богаз- Гол в воде содержится 30% глауберовой соли и при температуре +5 С эта соль выпадает в виде белого осадка , как снег, а с наступлением теплого времени соль снова  растворяется. Так как в этом заливе соль  то появляется, то исчезает, то она получила название, которое означает « удивительная соль». Назовите еще два названия глауберовой соли. Приведите ее формулу. Как еще называется глауберова соль?

(Na2SO4 10 H2O кристаллогидрат сульфата натрия, мирабилит, глауберова соль)

4 Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных.

                                                                                           (  Мышьяк)

5 Какую кислоту раньше называли «купоросным маслом»?

                                                                                            (Серную)

6 Англичанин  Дис. Пристли и швед К.Шееле открыли этот элемент независимо друг от друга , но так и не поняли, что они открыли. Поэтому первооткрывателем его считается А.Лавуазье. Какой это элемент?

                                  (Кислород)

7 Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно- кишечными заболеваниями, чем солдаты?

                                 ( Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами)

8 Вещество – самое распространенное на планете Земля. Оно- основа всех жизненных процессов, присутствует во всех живых организмах. Это единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле-фотосинтезе.Что это за вещество?

                                                               (Вода)

9 В романе А Дюма « Королева Марго» король Карл был отравлен своей матерью и скончался в страшных мучениях. Чем он был отравлен и какое противоядие ему давали?

                                                                               ( Яд-мышьяк, противоядие- яичный белок)

10 Самая употребляемая и самая «древняя» кислота?

                                                                       (Уксусная)

11 В каком растении содержится муравьиная кислота ?

                                                                     ( В крапиве)

12 Аппарат для перегонки нефти и нефтепродуктов?

                                           ( Ректификационная колонна)

13 О каких двух знаменитых русских ученых-химиках идет речь:

Число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а у другого- такое же количество гласных «е»?

     (Два великих русских химика- М. В .Ломоносов, Д.И. Менделеев)

14 С давних времен при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. Почему?

( Еще в прошлом веке было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды,т.к. при взаимодействии, например, глюкозы с синильной кислотой образуется нетоксичные соединения)

15 Кто первым научился получать волокно?

(Паук при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе. Его считают первым ткачем)

16 В огне не горит , в воде не тонет? Что это ?

                                                              ( лед)

17 В середине 19 в. специальные суда доставляли этот продукт в Петербург , к Аничкову мосту, где тот и продавался по полкопейки за ведро. А известный булочник Филиппов привозил его в Северную столицу из Москвы для производства хлеба . Что это ?

                                                           ( вода)

18 Кислота, взрывчатое вещество, которое длительное время, вплоть до трагедии в Париже, когда взлетела на воздух текстильная фабрика, применялось как краситель для шерсти, шелка, кожи. Назовите эту кислоту?

                                                         ( Пикриновая)

19    Причиной гибели экипажа океанского парусника « Мальборо» в 1890 г. стало некоторое вещество. Корабль не получил никаких повреждений, но , потеряв управление, долго блуждал в океане. Это вещество встречается  в составе вулканических и выхлопных газов. Какое это вещество? (угарный газ)

20      Кто одним из первых горячо отстаивал введение в хирургическую практику диэтилового эфира для общего наркоза ?

                                  ( Н.И.Пирогов)                                 

                    Занимательные опыты для экспериментальных пауз.

                                        «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЬ»

Борная кислота с этиловым спиртом образуют сложный эфир:Н3ВО3+3С2Н5ОН=В(ОС2Н5)3+3Н2О

В фарфоровую насыпают 1 г. борной кислоты, приливают 10 мл. спирта и 1 мл. серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пары эфира горят зеленым пламенем.

                                     « ФАРАОНОВЫ ЗМЕИ»

На кусочек сухого горючего положить таблетки (2-3) норсульфазола. Сухой спирт поджечь , в результате наблюдаем, как выползает толстая темно- серая «змея»

                                    « ВУЛКАН» на столе.

В тигель насыпают дихромат аммония, зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно. Она сопровождается значительным увеличением объема продуктов реакции и изменением цвета веществ.

Оксид хрома (111) энергично разбрасывается выделяющимися газами : азотом и парами воды. Лучше дихромат аммония насыпать горкой на асбестированную сетку. (NH4)2Cr2O7 t Cr2O3+4H2O+N2

                                 

                                ТРИ ЧУДА : МОЛОКО , ТВОРОГ, И ГАЗИРОВКА.

Умелое « колдовство» создает в кисельных берегах молочные реки. Для этого в один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаСl2, а в другой – столько же карбоната натрия Na2CO3 и наливают в каждый стакан воды примерно на ¼ их объема.

Затем полученные растворы сливают вместе, и жидкость становиться белой, как молоко. Этот опыт нужно демонстрировать быстро , так как карбонат кальция выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток хлороводородной кислоты HCl, то « молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду»

« Молоко « и « газировка получаются в результате обменных реакций:

Ca Cl2+ Na 2CO3= CaCO3 + 2 Na Cl

CaCO3+2HCl=CaCl2+CO2+H2O

Если к разбавленному водному раствору хлорида бария  BaCl2  или нитрата свинца Pb(NO3)2 добавить раствор сульфата калия K2SO4 , образуется белый осадок сульфата бария Ba SO4 или сульфата свинца PbSO4, похожий на творог.

BaCl2+K2SO4=BaSO4+2KCl

Pb(NO3)2+ K2SO4=PbSO4+2KNO3

Эти вещества довольно быстро оседают а дно стакана.

 Игра завершается подведением итогов.

Заключительное слово учителя  и награждение команды – победительницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Литература.

 Журнал «Химия в школе» № 1,1990 г., № 1-9-2003г.,№1-2000г., №3-4- 2002 г.

 

Г.И.Штремплер «Химия на досуге»

 

Э.Г. Злотникова « Урок окончен- занятия продолжаются».

 

В.В.Сорокин, Э. Г Злотников « Как ты знаешь химию?»

 

Б.Д. Степин ,Л. Ю. Аликберова « Занимательные задания и эффективные опыты по химии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz